История

     История «Тверского порта» началась в июле 1852 г., когда отставной капитан Российского флота Владимир Александрович фон Глазенап подал прошение разрешить открыть дешевое пароходное сообщение между Тверью, Рыбинском и Ярославлем.

   5 февраля 1853 г. разрешение было получено. Вслед за этим Глазенап В.А. совместно с титулярным советником Максимильяном Густавовичем Бехагель фон Адлерскрон учредил пароходное общество «Самолет». В Бельгии на заводе "Коккериль" были заказаны первые 3 парохода. В Твери был арендован затон, в нем устроены мастерские для сборки заказанных судов. В январе 1854 года пароходы в разобранном виде были доставлены в Тверь, а в апреле уже вышли в первый рейс. Именно это событие положило основу будущему предприятию «Тверской порт».

   Пароходство обслуживало регулярные линии по Волге от Твери до Астрахани, по Оке от Нижнего Новгорода до Рязани, по Каме до Перми. К моменту национализации в 1918 году у пароходного общества "Самолет" было 42  парохода. 

     Весной 1918 года национализация флота в Тверской губернии была закончена с предоставлением временного права пароходству «Самолет» и коммерческо- крестьянскому пароходству автономно вести дела транспорта.    

 В 1931 году было создано Московско- Окское пароходство, в состав которого вошла пристань «Тверь», переименованная в пристань «Калинин». В истории речного флота предвоенный период трудное, но вместе с тем важное время. Происходила реконструкция флота, строительство соответствующей инфраструктуры. 8 августа 1938 года был принят в эксплуатацию речной вокзал. Город приобрел на стрелке рек Волги и Тверцы красивое здание, которое и по сей день является визитной карточкой города Твери.

  Война коренным образом изменила работу пристани «Калинин». Работа флота переключилась на перевозки воинских подразделений, раненых, грузов для фронта и военной промышленности, а также эвакуации населения, оборудования из прифронтовой зоны.

  С первых же дней войны с пристани "Калинин" в ряды Красной Армии и Военно-морского флота были призваны 102 речника. Им на замену стали приходить женщины и подростки, которые на ходу осваивали профессию речника и нередко показывали примеры самоотверженного труда.

Коллектив пристани «Калинин» переоборудовал и передал фронту семь шаланд, два газохода и один теплоход.

  За период Великой Отечественной войны речниками пристани было переработано воинских грузов и продовольствия 46300 тонн, горючего- 20800 тонн, прочих грузов -16500, речники сумели вывезти около 100 тыс. человек.

В послевоенное время район деятельности пристани "Калинин" охватывает следующие участки:

 1. Участок река Волга Калинин- Ржев- протяжением  179 км

 2. Участок Калинин- устье реки Сози-  протяжением  79 км

 3. Участок реки Шоши до Тургиново  - протяжением  65 км

 4. Участок реки Ламы до Курьяново    - протяжением  29км

 5. Участок реки Созь до завода 1 мая   - протяжением  18км

   Общая протяженность судоходных путей составляет 381 км.

В 1949 году в мастерских ремонтно- эксплуатационной базы (РЭБ) начался выпуск пассажирских катеров серии К-80. До 1957 года здесь построили 59 катеров этого проекта.

В 1954 году произошло объединение пароходств Московско-Окского и Москва-Волга в Московское речное пароходство.

В соответствии с приказом Московского речного пароходства в 1958 году происходит объединение пристани "Калинин" с Калининскими судоремонтными мастерскими в пристань I разряда. В этом же году прекращается судостроение судоремонтными мастерскими и основным их направлением становится ремонт флота.

5 июля 1961 года пристань "Калинин" переименована в порт "Калинин".

В шестидесятых годах начинается  обновление флота.

В 1960 году вступил в работу первый дизель-электрический плавучий кран грузоподъемностью 5 т.

В 1961 году в порту "Калинин" появился первый теплоход на подводных крыльях «Ракета- 32».

В 1961 году вступил в работу первый землесосный снаряд МП-17, построенный судоремонтными мастерскими порта.

В 1963 году получен первый теплоход на подводных крыльях "Метеор-16".

В 1966 году получен первый плавучий дизель-электрический кран грузоподъемностью 15 т.

В 1966 году, рассмотрев ходатайство порта «Калинин» об отводе  земельного участка под строительство нового порта и переноса судоремонтных мастерских, было решено выделить земельный участок  в устье ручья Большие Перемерки. С этого момента начинается освоение и строительство новых сооружений и обустройство гавани.

В 1969 году построили фекальный причал длиной 150 п.м. в Перемерках с подъездной дорогой и другими сооружениями (артскважина, насосная станция, фекальная станция); установлен и пущен в эксплуатацию первый портальный электрический кран "Ганц"

В 1969 году построен пассажирский причал  в городе Калинине на реке Волге длиной 129 п.м. у речного вокзала.

В 1970 году построен и сдан в эксплуатацию пассажирский причал в г.Калинине на р.Тверца длиной 92 п.м у речного вокзала.

В 1971 году смонтирована и пущена в эксплуатацию ведомственная АТС  на речном вокзале на 200 номеров. Вступила в эксплуатацию рабочая столовая в Перемерках на 100 посадочных мест. Получен плавучий док-кессон.

1974 год - введен в эксплуатацию блок цехов судоремонтных  мастерских в Перемерках,  построен гараж на 15 автомашин.

В 1975 году построен пассажирский причал в г.Калинине на стрелке у речного вокзала длиной 163 п.метра.

В 1979 году в порту вводится в эксплуатацию гравийно- сортировочный комплекс (проектной мощностью 1 миллионов тонн переработки песчано-гравийной смеси за навигацию) с механизированным причальным фронтом, оборудованный четырьмя портальными кранами типа «Альбатрос».

В 1987 году в Перемерках построено  четырехэтажное офисное здание.

28 сентября 1990 года порт "Калинин" Московского речного пароходства переименован в Тверской порт.

5 мая  1994 году Тверской порт выходит из состава Московского речного пароходства и 13 мая 1994 года преобразуется в акционерное общество "Тверской порт".

На сегодняшний день ОАО "Тверской порт":

- ведет свою деятельность по следующим основным направлениям: производство НСМ; грузовые и пассажирские перевозки, услуги ПРР;

- имеет в своем составе  два подразделения: пристань "Осташков" и пристань "Калязин";

- имеет на своем балансе буксиры-толкачи с несамоходными баржами г/п от 1000 тонн до 3800 тонн; земснаряд, плавучие и портальные краны, гидроперегружатель, пассажирские теплоходы, вспомогательные суда.